Интервью и публикации     
На главную     


  ШЛЯПА И ВОЛШЕБНИКИ / Все об Индиане Джонсе

Эта статья впервые была опубликована в журнале «EMPIRE», апрель 2008 год.


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 »

Начало статьи


ДЖОРДЖ ЛУКАС / Сопродюсер и соавтор сценария всех четырех фильмов про Индиану Джонса

Рисунок для обложки комикса об Индиане Джонсе.

Сразу не скажешь, почему наш Индиана получился таким популярным и долгоиграющим. Я, конечно, люблю заявлять, что мы знали формулу успеха, но на самом деле мы просто работали над проектами, которые нравились нам самим. «Потерянный Ковчег» мы сознательно делали как одно большое развлечение. Ну, то есть все фильмы на том или ином уровне стараются быть развлекательными, но в «Ковчеге» все строилось только на этом. Мы хотели сделать фильм, максимально похожий на американские горки. Быстрый, масштабный и веселый, в стиле середины 30-х годов.

Что, собственно, и получилось. История катилась, как разогнавшийся поезд, - зрителю приходилось ее догонять, чего мы и добивались. Мир Индианы постоянно находился в движении. По первому же взгляду на нашего героя становилось ясно, что это человек, у которого заканчивается одно приключение и тут же начинается следующее. И он уже привык к такому положению вещей. Спилберг, сценарист Ларри Касдан и я хотели, чтобы зрителю нравилось идти с Индианой в темные пещеры с пауками, дурацкими ловушками и бог знает чем еще. Мы хотели показать уверенного и крутого героя. Который нравился бы зрителям и удивлял их.

В Инди воплотилась классическая двойственность современного супергероя. Внешне доктор Генри Джонс-младший - очкарик в твидовом пиджаке, университетский профессор с присущими людям его круга мягкими и интеллигентными манерами. И в то же время он способен вдруг превратиться в повидавшего виды искателя приключений, в человека, который берет шляпу с кнутом и отправляется в экзотические страны. Мы хотели его сделать очеловеченной разновидностью Джеймса Бонда и пользовались при этом готовыми клише, собирая Индиану из частей традиционных супергероев, но наделяя его какими-то простыми, повседневными слабостями. Именно эти слабости вместе с постоянной целеустремленностью и делают образ Индианы привлекательным.

Тут появился Харрисон Форд. Он был буквально создан прямо для этой роли: на более поздних этапах работы сценарий писался уже под него. У нас еще раньше сложились хорошие отношения, после «Звездных войн» и «Американских граффити». Из-за этого же, правда, мы чуть не отказались в какой-то момент от услуг Форда - хотелось попробовать кого-то нового. Но разум, слава богу, возобладал. У меня был в голове некий образ Индианы Джонса, и чем дальше, тем четче Форд с ним совпадал. А потом и вовсе сделал персонажа лучше, чем мы со Стивеном сами видели, и нам оставалось только собрать историю вокруг него.

Рисунок для обложки комикса об Индиане Джонсе.

Итак, у нас были герой и история. Была концепция «веселых 30-х». Была интонация «американских горок», о которой я говорил. И надежда, что из всего этого получится нечто особенное. И - сработало! Сработало на эмоциональном уровне - а в восприятии фильма это главное. В то время ничего похожего на «Ковчег» просто не было, и мы работали с уверенностью, что добьемся успеха. Хотя, конечно, все равно потом оказались удивлены масштабом того, как хорошо был принят фильм.

Работа над картиной для меня была опытом из серии «все, чего вы так давно хотели». В этом конкретном случае мне хотелось поработать со Стивеном. Мы всегда были друзьями, и хотя в профессии двигались по разным дорожкам, у нас все равно оставалось много общего. В частности, оба всегда хотели делать фильмы, которые бы нравились нам самим. Абсолютно все на площадке «Ковчега» разделяли нашу точку зрения на приключенческие фильмы. На этом проекте я выполнял обязанности исполнительного продюсера, то есть мог оставаться в самом центре событий, одновременно избегая давления, какое неизбежно падает на режиссера. Я был счастлив, что за режиссуру взялся Стив. Благодаря ему весь процесс стал для меня одним сплошным удовольствием, а успех фильма фактически оказался вишенкой на и без того прекрасном торте.

Успех - это всегда здорово, уже хотя бы потому, что дает возможность сделать на его волне что-то еще. «Ковчег» открыл нам дорогу к «Храму Судьбы», а «Храм Судьбы» - к еще большим высотам. Мы каждый раз пытались как-то повернуть общую концепцию - неинтересно же еще раз снова делать одно и то же. В «Последнем крестовом походе» эксперимент заключался в добавлении отношений отцов и детей - акцент, которого не было в двух предыдущих фильмах. Было непонятно, сработает ли задумка. Но мы пригласили Шона Коннери, и все сложилось. Спилберг был в восторге: мы никогда не скрывали, что «индиана» всегда была неким оммажем бондиане, а тут у нас живой Бонд в кадре!

Я думаю, именно поэтому «Индиана» выстоял и выжил. Мы все очень любим делать фильмы. Нам с самого начала страшно нравилось искать и находить способы удивлять людей. И надеюсь, пока мы сами получаем удовольствие, зритель будет не прочь к нам присоединиться.
 

НОРМАН РЕЙНОЛЬДС / Художник-постановщик «Искателей потерянного Ковчега»

Индиана Джонс (Харрисон Форд).

«Искатели» стали третьим фильмом компании Джорджа Лукаса, над которым я работал. Первым были «Звездные войны», вторым - «Империя наносит ответный удар». Когда зашла речь о «Ковчеге», Джордж предложил мою кандидатуру. Затем я встретился со Стивеном, который как раз монтировал «1941». Спилберг был молод и энергичен, что не могло не радовать. Он сказал: «Дайте мне декорации в лучших традициях Диснея, и я примусь за дело, не отходя от кассы». Это было в конце 70-х, и я в жизни не слышал этого выражения. До сих пор улыбаюсь, когда при мне его произносят.

Сценарий был, образно выражаясь, полной чашей: он был напичкан сценами, которые должны были сниматься в самых разных местах. Приходилось мотаться из одного в другое. Как-то я сказал Стивену, что чувствую себя так, как если б вместо одного фильма работал как минимум на двух. В ответ Стивен рассмеялся: «Ага, а я на обоих - режиссер!» Больше я к этой теме не возвращался. Просто летал из одной точки в другую. Помню, как прилетел на Гавайи поговорить с оператором, затем сразу же надо было в другое место - обставлять новую площадку.

Моей целью была предельная аутентичность декораций. Для того чтобы воссоздать древний храм плодородия, я изучал архитектуру ацтеков и перуанцев. Помню, Спилберг прилетел из Лондона, а мы как раз закончили храм и показали, как каменная глыба будет катиться на Форда. Стивен посмотрел и сказал: «Отлично, только увеличьте тоннель в два раза». Он действует на уровне инстинктов, моментально принимает решения. Думаю, он самый динамичный автор из тех, с кем мне приходилось работать.

В сцене а баром нужен был огонь. Стивен устроил пожар прямо посреди съемочной площадки, чтоб можно было сквозь языки пламени поснимать, как один фашистский товарищ обжигает до мяса свои ладони о медальон Ра. Стивен хотел, чтобы на одну из стен спроецировали большие силуэты, фигуры людей - чтобы сцена приобрела дополнительную загадочность, некий намек. Я смог сделать необходимую декорацию, а наш великолепный оператор Дуги Слокомб сделал все остальное.

Одной из самых сложных задач стали съемки сцены в Колодце душ. Декорация была построена высотой десять метров, от пола до потолка съемочного ангара. Чтобы спастись, Инди нужно было долезть до самого верха. Но как? Я предложил колонны, но по ним неудобно лазить. Тогда мы придумали поставить в качестве опор гигантские фигуры Анубиса: шакалоголовый Анубис был царем мертвых, согласно египетской мифологии, так что фигуры были более чем уместны. Стивен предложил среди иероглифов на задней стене нарисовать R2D2 и C3PO, роботов из «Звездных войн». Для того чтобы откуда-то могли приползти змеи, мы сверлили дырки в стенах.

Когда я получил «Оскара», то был просто оглушен. В принципе, я не очень нервничал до того момента, как ведущий церемонии сказал, что по телевизору за нами наблюдают триста миллионов человек. Я решил: «Что ж, скажу речь как можно короче и убегу со сцены на предельной скорости». Потом всю ночь не мог уснуть.


Харрисон Форд (Индиана Джонс) и Кейт Кэпшоу (Вилли Скотт)
в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы».

 

КЭТЛИН КЕННЕДИ / Сопродюсер трех последних «Индиан»,
на «Искателях потерянного Ковчега» ассистентка Спилберга

На «Ковчеге» я работала ассистенткой Стивена, и время от времени продюсеры давали мне разные задания. Так, вместе с Дэвидом Томблином из сценарного отдела мы сводили воедино последние дополнения в сценарии и заботились о том, чтобы у каждого на площадке была на руках самая свежая версия. Мы были относительно молоды, относительно одиноки и жили по преимуществу в съемных квартирах. Это напоминало студенческое общежитие: мы обедали вместе, отдыхали одной компанией и так же ходили в кино. С Френком Маршаллом, своим нынешним мужем, я познакомилась в самом начале съемок - и, хотя я была уверена в том, что никогда не стану крутить служебные романы, как-то так получилось, что мы начали встречаться. Сразу стали хорошими друзьями, а к концу съемок были друг в друга по уши влюблены. Пока шла работа над «E.T.», мы хранили свои отношения в тайне. Джордж нас рассекретил: по чистой случайности наткнулся на нас в ресторане в Палм-Спрингс. Большинство моих друзей, равно как и моя семья, слабо себе представляют, каково это - работать в индустрии развлечений. «В поисках потерянного Ковчега» стал первым фильмом, на просмотр которого я позвала близких. Помню, в каком радостном возбуждении они выходили из кинотеатра и не могли поверить в то, что я имела хоть какое-то отношение к этой истории. Я сама слабо верила.

Этот фильм стал для меня карьерным трамплином. Стивен предложил поработать над «E.T.». Затем съемки «Индианы» продолжились, и нам пришлось по полтора года из двух проводить в Англии. В итоге эта страна стала для нас чем-то вроде второго дома. Мне нравилось бежать через парк Хэмстед-Хит к метро, ходить в старомодные кинотеатры и есть в карри-хаусах. И то, что у нас из фильма в фильм сохранялась одна и та же команда, было просто замечательно. Между «Звездными войнами» и «Индианой» образовались поколения людей, которые занимались на съемках самым разнообразным делом: от уборки до монтажа декораций. Мы работали с друзьями друзей, со знакомыми знакомых, и это было прекрасно.


Харрисон Форд (Индиана Джонс) и Карен Аллен (Мэрион Рэвенвуд)
в фильме «В поисках утраченного Ковчега».

Одна из причин, по которой серии про Индиану популярны спустя четверть века, - в их четко выверенной жанровой структуре. Многие пытались ее копировать, но безуспешно. Стивен и Джордж лучше прочих знали, как заставить зрителя неотрывно глядеть на экран и по каким рецептам готовить фильмы и приключения. Причем так, чтобы они пришлись по вкусу всем без исключения: от восьми до восьмидесяти. То, что мы объединились вновь, - просто здорово. В первый же съемочный день мы посмотрели друг на друга и сказали: «Боже! Время стояло на месте!» Думаю, что и у публики возникнет ощущение, что двадцати пяти лет как не бывало.

Когда ты видишь Индиану Джонса в знакомой шляпе и кожаной куртке, все твои воспоминания оживают. Думаю, ностальгические чувства испытает каждый зритель. Поэтому, если честно, мы все и затеяли. Во-первых, нам самим хотелось получить удовольствие. Во-вторых, нам хотелось доставить удовольствие другим.
 

ВИК АРМСТРОНГ / Постановщик трюков, дублер Харрисона Форда в трех первых «Индианах»

Во всех фильмах про Индиану Джонса лучшее в трюках - их спонтанность. Они не выглядят надуманными и не вызывают ощущения, что их репетировали сутки напролет. Наоборот, они реалистичны, опасны, отдают геройством и бесшабашной импровизацией. Трюки интегрированы в сценарий. Они либо вызывают смех, либо добавляют драматизма, но никогда не сделаны ради самих себя.

Харрисон Форд (Индиана Джонс) в фильме
«Индиана Джонс и Храм Судьбы».

Моим первым заданием была координация процесса в сцене с немецким сомолетом, это важный момент в «Ковчеге». Во время драки Харрисон бьет слева Пата Роуча, играющего немецкого механика. Выглядело это так: удар, Пат запрокидывает голову, Спилберг радостно кричит: «Снято!» Я сказал: «Простите, сэр, Харрисон промахнулся». Стивен ответил: «Ты уверен? Мне показалось, он попал куда надо». Но я настоял на своем, и сцену пересняли. Четыре дня спустя, когда проявленный материал привезли обратно в Тунис (мы там снимали), мы отсматривали все дубли в гостиничном вестибюле. Я сидел через два кресла от Спилберга, и сердце мое колотилось как бешеное: настал черед сцены с дракой. На наших глазах в первом дубле Харрисон нацеливает удар в лицо Пата и триумфально промахивается. Стивен оборачивается и говорит: «Отлично, Вик!»

Стивен непрост. При работе с ним вам потребуется все ваше искусство для воплощения его затей. Он требует невозможного, но зато открыт для любых идей. Мы работали в адской горячке, в бешеном темпе. Это вам не современные фильмы, которые снимаются месяцами. Я никогда не забуду, как наш декоратор Лес Дэйли тщательно покрывал пылью машины нацистов, а Спилберг сказал: «Лес, хорош копаться. К чему нам этот перфекционизм? Мы всего лишь снимаем второразрядную киношку». Ну да. Второразрядную.

В Тунисе я бежал от взрывающегося в воздухе самолета вместе со своей женой Венди - она была дублершей Мэрион и всех девушек в трех фильмах. Я был дублером Дитриха, а также нацистом, карабкающимся на грузовик, - тем самым, который потом падает с грузовика в пальмовые заросли. На Гавайях я бежал из пещеры, спасаясь от каменного ядра, и провел часы в пробежках по джунглям.

На «Храме Судьбы» мне работалось легче и приятней: я был с самого начала постановщиком трюков, и творчества в этом фильме было куда больше. Правда, Харрисон повредил спину, поэтому Стивен был вынужден все равно снимать меня в трюковых сценах: в полете, в прыжках и все такое. В общем, мы снимали до тех пор, пока Харрисону не стало лучше. Гораздо позже, когда я работал дублером на «Чужих», меня познакомили с людьми из страховой компании, которые сказали: «О, мы прекрасно знаем Вика! Он сэкономил нам целое состояние, прикрывая Харрисона в «Храме Судьбы»».

Для постановки трюков на «Храме Судьбы» мы использовали систему, позже принесшую мне «технический «Оскар»». Но от «Последнего крестового похода» я получил большое удовольствие. Съемки фильма начались с танковой атаки в Испании, и мне нравилось перескакивать с лошади на танковую башню, хотя это крайне непростой трюк. Прыжки с парохода в океан тоже получились отлично. Мое имя очень долго ассоциировалось с фильмами про Индиану Джонса, и я за это очень благодарен Харрисону Форду. Он один из редких актеров, которые признают заслуги каскадеров. Он говорил: «Я не делал ничего особенного, все сделал Вик». Но, честно сказать, Харрисон сделал ровно столько же трюков, сколько и я. Мы работали в команде.

Читать дальше
 

Все об Индиане Джонсе на нашем сайте:

О ФИЛЬМЕ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
О фильме «Индиана Джонс и последний Крестовый поход» 

СТАТЬИ:
«Шляпа и волшебники. Все про Индиану Джонса» 
«Старики-разбойники» 
«Как зовут собаку Лукаса?» 
«Новые приключения Инди» 
«Археология бессмертна!» 

ПРЕДМЕТ ПОИСКОВ - СВЯТОЙ ГРААЛЬ:
«История Святого Грааля» 
«Небесная чаша. Святой Грааль и легенды о короле Артуре» 
«Святой Грааль» 
«Нацисты и Грааль» 


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 »

Журнал «EMPIRE», апрель 2008 год


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.